14,52₽
110,90₽
105,50₽

12 декабря 2024

Цены на курятину начали расти, пишет «Коммерсант». В начале декабря цена тушки бройлера впервые с конца июля превысила показатель п2023 года на 9%

Госдума, Минпросвещения и Российская академия образования готовы при необходимости ввести в школах оценки за поведение после экспертного и общественного обсуждения

11 декабря 2024

На 17,5% за год подорожал набор продуктов для новогоднего стола в Ростовской области (это 5 место в РФ). Сильнее всего — на 19% он стал дороже в Подмосковье и на Камчатке, подсчитало РИА Новости

Минздрав РФ хочет изменить с 1 января 2024 года стандарт лечения ожирения у детей, добавив хирургические методы, сообщает РИА Новости. Речь идёт о резекции желудка и других операциях

БПЛА уничтожен под Каменском, сообщил врио губернатора Юрий Слюсарь. По данным оперативных служб, пострадавших и разрушений на земле нет

Котельная повреждена в Таганроге после ракетной атаки, теплоснабжения нет в 27 многоквартирных домах, сообщила глава города Светлана Камбулова в Telegram-канале

10 декабря 2024

Число целевых мест в Ростовском медуниверситете выросло вдвое. Если в 2019 году в РостГМУ поступало 336 целевиков, то в 2024-м — 514, сообщил РБК министр здравоохранения региона Юрий Кобзев

С 1 января 2025 года в Ростовской области будут присваивать звание «Почётный донор». Его смогут получить жители региона, сдавшие безвозмездно кровь от 30 до 40 раз. Им положена ежегодная выплата

Минимальная цена на сигареты с 1 января 2025 года составит 135 рублей за пачку, сообщается в материалах Минсельхоза. В 2024 году минимальная цена составляет 129 рублей

Аналитики предложили ввести госрегулирование цен на бензин

08 августа 2018
Фото Александр Рюмин / ТАСС

Фото Александр Рюмин / ТАСС

Один из способов избежать резкого роста стоимости бензина в России — ввести госрегулирование оптовых и розничных цен по примеру Саудовской Аравии, пишут аналитики Vygon Consulting. Это означает отказ от рыночного ценообразования.

«Стабильный уровень цен [на бензин] обеспечивается только давлением на [нефтяные] компании. Тогда возникает <...> вопрос: почему нельзя перейти к полностью регулируемой модели и обеспечить комфорт для всех участников рынка», говоритcя в исследовании компании Vygon Consulting (консалтинговая компания, консультирует министерства по налоговым вопросам в отрасли) под названием «Цены на бензин: Back to USSR», представленном в среду, 8 августа (есть у РБК).

Аналитики Vygon Consulting напоминают, что в мае 2018 года оптовые цены на бензин в России превысили розничные, что привело к убыткам нефтепереработчиков и АЗС, а также за этим последовал резкий рост цен на заправках. И в ситуацию даже пришлось вмешаться президенту Владимиру Путину.

Это «знаковое событие для топливного рынка РФ, который не прошёл проверку на устойчивость при резком изменении соотношения нефтяных котировок и курса рубля», указывают они. При этом экстренное снижение акцизов с июня 2018 года, принятое правительством, «принципиально не изменило ситуацию». «Нефтеперерабатывающие заводы и заправки остаются уязвимым звеном, компенсируя разницу между сдерживаемой государством розницей и рыночным оптом. Разрабатываемые компенсационные механизмы в рамках налогового манёвра не совершенны и не дают гарантий будущей финансовой стабильности НПЗ и АЗС», — предупреждают эксперты. Так, планируемое повышение акцизов в 2019 году может привести к ещё большему дисбалансу оптовых и розничных цен.

В качестве «альтернативного варианта» решения этой проблемы аналитики Vygon Consulting и предлагают ввести госрегулирование цен на бензин — розничной и оптовой. Так, розничную цену можно индексировать на уровне инфляции, а оптовую привязать к ней с помощью фи​ксированного дифференциала, который будет состоять из усреднённых транспортных затрат, расходов на содержание АЗС и нормы сбытовой прибыли, которые составляют около 6 рублей на литр, говорится в исследовании. Таким образом, оптовую цену можно устанавливать по формуле «розница минус 6 руб./л».

В этом случае в акцизы на топливо будет встраиваться «компенсационный механизм», выравнивающий доходность поставок с НПЗ на внутренний рынок и экспорт. Одновременно предусматривается бюджетный механизм для обеспечения стабильных поступлений в дорожные фонды. При росте цен на нефть снижение доходов от акцизов будет компенсироваться за счёт увеличения нефтегазовых доходов. Такой подход позволит полностью контролировать розничные и оптовые цены без ущерба для отрасли, уверяют аналитики.

«Это хорошо для потребителя, но для производителей это несёт состояние неопределённости, что не способствует развитию отрасли. При введении жёсткого регулирования мы не добьёмся инвестиций в модернизацию НПЗ», — заявил глава Vygon Cosnulting Григорий Выгон, выступая на пресс-конференции, передаёт корреспондент РБК.

При росте цен на нефть увеличится нагрузка на бюджет из-за необходимости компенсировать нефтеперерабатывающим заводам разницу оптовой цены с мировой, говорится в исследовании. Например, внедрение такого механизма в 2018 году обошлось бы бюджету в 410 млрд рублей, подсчитали эксперты Vygon Consulting. Но Минфин не пойдёт на такие субсидии, уверен Выгон.

«Внедрение такого механизма возможно только при полной или частичной компенсации выпадающих бюджетных доходов. Источником компенсации может быть проведение налогового манёвра», — заключают эксперты Vygon Consulting.

Во вторник, 7 августа, депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Денис Парфенов как раз внесли в Госдуму законопроект о регулировании цен на топливо. Они предложили с 1 января 2019 года ввести предельный уровень цен на бензин и дизельное топливо, который должно установить правительство. Они также выступают за госрегулирование торговых наценок.

Примером жёсткого регулирования топливных рынков является Саудовская Аравия, напоминают аналитики Vygon Consulting. Внутренние цены на бензин в этой стране, устанавливаемые правительством, долгое время были одними из самых низких в мире и практически не зависели от нефтяных котировок. Такая ситуация дестимулировала энергосбережение, поэтому потребление бензина в Саудовской Аравии с 1975 года увеличивалось на 6% в год при среднегодовых темпах роста ВВП в 2,5% Однако в новой финансовой программе королевства с 2025 года предусматривается переход к свободному ценообразованию.

В случае свободного ценообразования на бензин в России его стоимость Аи-92 на АЗС выросла бы с примерно 40 рублей до 50,5 рублей за литр в январе 2019 года, подсчитали аналитики Vygon Consulting. ​«С учётом государственного контроля такой сценарий представляется невероятным, но он отражает необходимость оценки целесообразности повышения акцизов», — оговариваются они.