11,88₽
93,47₽
86,09₽

26 июля 2024

На маршруте Ростов — Таганрог в первом полугодии 2024 года электрички, перевезли 2,2 млн человек, сообщает СКЖД

РЖД ввели опцию пересадки на разные места внутри одного поезда, чтобы добраться на юг при отсутствии билетов на полный маршрут, сообщает РИА Новости

Банк России впервые с декабря 2023 года поднял ключевую ставку — с 16% до 18% годовых

Губернатор Василий Голубев увеличил до 1,2 млн рублей единовременную выплату для тех, кто с 27 июля по 31 августа заключит в Ростовской области контракт о прохождении военной службы на год и более

Уборку ранних зерновых завершили в Ростовской области. С полей собрали 10,8 млн тонн зерна, сообщил губернатор Василий Голубев. Он отметил, что в погодных условиях лета2024 года — это достойный урожай

В ночь на 26 июля средства ПВО уничтожили и перехватили четыре украинских БПЛА над Ростовской областью, сообщили в Минобороны РФ

25 июля 2024

В Ростовской области средняя цена бензина с 16 по 22 июля, выросла на 37 копеек, или на 0,7% — до 57,98 рубля за литр, сообщил Росстат. В среднем в РФ бензин подорожал на 0,5% — до 57,05 рубля за литр

Новогодние выходные будут длиться 11 дней — с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года, сообщил министр труда и социальной защиты России Антон Котяков

Путин объяснил, как будет остановлен рост цен на бензин

07 июня 2018
Фото retail-loyalty.org

Фото retail-loyalty.org

Правительство России 8 июня намерено внести в Госдуму законопроект, дающий возможность повышать экспортную пошлину на нефтепродукты в случае несоблюдения нефтяниками паритета на внутреннем рынке. Это позволит сдержать цены на бензин, однако как отмечают эксперты, вряд ли поможет решению системных проблем отрасли.

Правительство вторую неделю активно борется с ценами на бензин, которые в среднем в мае росли почти на рубль в неделю.

«45 рублей за литр солярки – сколько ж можно это терпеть? Ну невозможно! Остановите как-то это!», — обратился к президенту РФ во время «прямой линии» автолюбитель из Санкт-Петербурга Алексей Караваев.

«Я согласен. То, что происходит, это недопустимо, это неправильно», — отозвался Путин, обратив внимание, что нынешняя кризисная ситуация на АЗС – «результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики».

По словам Путина, в последнее время были приняты решения, которые в итоге привели к тому, что нефтяникам стало выгоднее вывозить сырую нефть и нефтепродукты на экспорт за границу, чем реализовывать топливо на внутреннем рынке.

«Цены на нефть на мировом рынке поднялись, и нефтяные компании «считают недополученную выгоду за тот объём нефти, который направляют на НПЗ, а могли реализовать на внешнем рынке и получить доход. Вот, чтобы компенсировать, они поднимают цены и на бензин, и на дизельное топливо», — пояснил Путин.

По данным Росстата, в мае цены на бензин в России выросли на 5,6%, с начала года — на 7,2%, а если сравнивать нынешние показатели с прошлогодними данными, то рост вообще на 11,3%.

По данным на 28 мая, стоимость литра марок АИ-92,95 и 98 составляла 42,8 рублей. В апреле литр в среднем стоил 40,3 рублей. Россияне жаловались в обращении к Путину, что например, в городе Ачинск Краснодарского края бензин за полторы недели подорожал на 6 рублей, а в Татарстане стоимость топлива за пару дней выросла почти на 2 рубля.

Правительство, по словам президента, договорилось с нефтяниками о стабилизации ситуации, стимулируя нефтепереработку за счёт снижения акцизов на бензин и солярку — на 3 тысячи и 2 тысячи рублей соответственно. Кроме того, нефтяникам пообещали не повышать акциз с 1 июля, как ранее было запланировано. Взамен нефтяные компании обязались поставлять на внутренний рынок необходимый объём топлива и не превышать существующий уровень цен.

Благодаря снижению акцизов дисбаланс между экспортными и внутренними ценами значительно сократился: если ранее для автобензина он превышал 5 рублей за литр, то теперь он составляет менее 2 рублей за литр, пояснил «Газете.Ru» главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов.

«На сегодняшний день существует необходимый объём топлива на внутреннем рынке для обеспечения внутренних потребностей, для обеспечения посевной, и никакого дефицита не отмечается», — заверил министр энергетики РФ Александр Новак, которого президент также попросил прокомментировать ситуацию.

 

В правительстве, продолжил Новак, «проработали ещё ряд мер, которые могли быть направлены на стабилизацию в случае каких-то отклонений от цен».

«Здесь речь идёт о возможности введения экспортной пошлины правительством РФ на поставку нефтепродуктов на экспорт, — пояснил министр. — Для этого подготовлен соответствующий проект закона, который мы в ближайшее время готовы внести в Госдуму. Просим поддержать. Это будет дополнительным стимулом для того, чтобы цены не росли на внутреннем рынке».

«Это не стимул, это скорее угроза в адрес нефтяных компаний, — с улыбкой отозвался президент. – Надеюсь, этого нам не потребуется. У нас всегда был хороший диалог с нефтяниками и газовиками».

«Вы правильно сказали: угроза, если обязательства не буду выполняться», — включился в разговор вице-премьер Дмитрий Козак.

«Мы внесём буквально завтра в Госдуму законопроект, который предусматривает возможность для сдерживания, для того, чтобы снизить экспортный так называемый нетбэк – обеспечение равновесия внутренних цен и внешних на моторное топливо. Это даст возможность для правительства повышать экспортную пошлину на нефтепродукты, уровнять её практически с экспортной пошлиной на нефть», — пояснил Козак.

«Эта угроза будет в руках правительства, будет возможность и для того, чтобы реагировать на ситуацию на внешнем и внутреннем рынке», — добавил вице-премьер.

Эксперты отмечают, что данные меры лишь в очередной раз свидетельствуют, что решается вопрос с нефтепереработкой в стране по-прежнему лишь в ручном режиме.

Теоретически можно оперативно повышать пошлины на автомобильный бензин (товарный) и нафту (прямогонный бензин) для снижения нетбэка и выравнивания экономики поставок на внутренний рынок и на экспорт: это, однако, приведет к прямым потерям НПЗ, экспортирующим нафту, отмечает Ежов.

Повышение пошлин на светлые нефтепродукты до уровня нефти приведёт к убыточности всей нефтепереработки. Вряд ли такой механизм можно считать оптимальным, добавляет эксперт.

Рост цен — это результат глубочайшего кризиса в сфере нефтепереработки, механизмов преодоления которого, к сожалению, пока нет, констатирует директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Только в прошлом году на поддержку в виде дотаций нефтеперерабатывающая отрасль получила порядка 1 трлн рублей, что с одной стороны позволило сдержать рост цен, с другой — не устранило структурных проблем и привело к резкому скачку цен сначала в опте, а затем в рознице, отмечает эксперт.

Российские НПЗ — это большей частью наследство советской эпохи, за последние 25 лет было введено в эксплуатацию лишь несколько новых нефтеперерабатывающих заводов, в остальном это предприятия, созданные ещё в прошлом веке, износ основных производственных мощностей, низкий уровень выхода светлых нефтепродуктов, глубина переработки в лучшем случае 70% (при среднем уровне 85-90% в странах Европы и Северной Америки), необходимость в регулярном техническом обслуживании и как итог — простой производства в течение нескольких месяцев в году, рост капиталовложений в модернизацию для повышения качества топлива и роста производительности.

Сейчас абсолютное большинство российских НПЗ являются нерентабельными предприятиями и существуют на средства акционеров и средства бюджетов всех уровней, подчеркивает Жарский.

В этой ситуации единственным вариантом сдерживания цен в таких обстоятельствах является сворачивание программы по индексации акцизов, а также вливание в отрасль бюджетных средств, полагает он.

В перспективе нужно разработать автоматический демпфирующий механизм, сглаживающий колебания цены на нефть и обменного курса для внутреннего потребителя, уверен Ежов. Сейчас этот вопрос обсуждается в рамках завершения налогового манёвра в отрасли.