14,19₽
108,47₽
103,26₽

14 декабря 2024

Донское вино продали за рекордные 750 тысяч рублей. Такую цену покупатель заплатил на аукционе за бутылку «Красностопа Золотовского» урожая 2012 года от «Винодельни Ведерниковъ», сообщает РИА Новости

Количество магазинов пиротехники в российских городах-миллионниках с начала 2024 года сократилось в среднем на 22%, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Омска

В Госдуму в следующем году внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения для дополнительной поддержки пенсионеров, рассказал РИА Новости вице-спикер Госдумы Чернышов

13 декабря 2024

Среднемесячная заработная плата по всем видам предприятий в Ростовской области за 9 месяцев 2024 года составила 59 507 рублей (на 18,1% больше, чем в январе-сентябре 2023 года)

Минздрав РФ планирует разработать предложения по ограничению продажи самогонных аппаратов — для снижения потребления алкоголя

Вооружённые силы РФ в ответ на удар ATACMS по военному аэродрому в Таганроге нанесли массированный удар по критически важным объектам Украины, заявили в Минобороны

При пожаре в Белокалитвинском районе погиб мужчина. ЧП произошло в частном доме в посёлке Мельничном из-за возгорания электроплитки

9 БПЛА уничтожено ночью над территорией Ростовской области: в Новошахтинске, Зерноградском, Мясниковском, Неклиновском районах. Разрушений и пострадавших нет, сообщил врио губернатора Юрий Слюсарь

Российские суда под иностранными флагами попросились вглубь Ростовской области

28 февраля 2018
Фото flagmanshipping.com

Фото flagmanshipping.com

В Ростовской области остро не хватает судов торгового флота. В первую очередь класса «река-море», которые перевозят зерно в порты стран-экспортёров.

По словам руководителя ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» Сергея Сафоничева, значительно возросло число отфрахтованных судов, возраст которых превышает 30 лет и которые имеют высокие и очень высокие риски по части безопасности плавания, жизни экипажа и сохранности груза. В зимних условиях такие суда значительно замедляют скорость движения ледового каравана, а иногда и полностью его останавливает, отвлекая силы на оказание им помощи, говорит Сафоничев.

По его словам, торговый флот нужно срочно строить, иначе в ближайшие 5-10 лет зерно из Ростовской области «нечем будет возить».

При этом надо понимать, что власти не могут повлиять на большинство работающих в Ростовской области судовладельцев. Формально это иностранные компании.

— Большая часть судов, вывозящих зерно из Ростовской области, ходит под иностранным флагом, — признаёт первый замгубернатора Виктор Гончаров. — Это связано с более благоприятными условиями по обслуживанию в их портах приписки.

Однако суть этого явления зачастую даже не «в благоприятных условиях по обслуживанию», а в отсутствии в принципе необходимости что-то обслуживать. Речь идёт о так называемых государствах «удобного» флага, чьи морские администрации достаточно спокойно относятся к техническому состоянию зарегистрированных у них судов и к нарушениям судовладельцами международных стандартов. В этих государствах (Камбоджа и другие экзотические страны) зарегистрировано более 25% тоннажа мирового флота.

Доминирование таких судов в зерновом экспорте Ростовской области не только опасно с точки зрения безопасности судоходства, но и пагубно сказывается на всей региональной логистике. Дело в том, что иностранные суда (пусть даже таковыми они являются формально) не имеют права ходить вверх по течению Дона. Работать им можно только в акватории Азовского моря. Соответственно, вся нагрузка по перевалке зерна на экспорт ложится на несколько портов — Ростовский, Азовский и Таганрогский.

Как говорит Виктор Гончаров, возврат части судов под российский флаг может решить сразу две проблемы — адекватно распределить нагрузку на порты и одновременно повысить количество судов класса «река-море», портом приписки которых значатся города Ростовской области. То, что пополнение флота таким образом будет чисто формальным и произойдёт за счёт всё тех же предаварийных судов, его, очевидно, не смущает.

Кроме того, сами зернотрейдеры, использующие эти суда (а зачастую через офшоры ими же и владеющие), судя по всему, менять флаги не собираются. И предлагают властям пойти им на уступки.

— Мы предлагаем разрешить проход теплоходов под любыми флагами по территории Ростовской области до Волгодонска и дальше, — говорит гендиректор ООО «Южный центр» Артём Суров. — Либо путём организации пограничных зон в портах, либо через выдачу разрешений на работу в акватории нижнего Дона.

По его словам, это позволит нагрузить порты, расположенные вверх по течению Дона.

— Их много, но они работают как накопители, отправляя зерно в порты Азова и Новороссийска. По сути, это двойная перевалка, а значит, и двойные затраты на логистику. Убрав ограничение на движение иностранных судов, мы сможем сократить убытки, загрузить весь имеющийся флот и все портовые мощности и, как следствие, увеличить закупочные цены сельхозпроизводителям, — добавляет предприниматель.

Такой вариант региональные власти пока не устраивает, так как задача стоит не только в упрощении работы экспортёров, но и в обновлении флота. Тем не менее, по словам министра транспорта Ростовской области Андрея Иванова, вопрос прохода иностранных судов вглубь региона властями обсуждается.

— Позиция сельхозпроизводителей и тех, кто участвует в перевалке зерна, понятна. Но, решая этот вопрос, важно не усугубить ситуацию, не открыть, так скажем, ящик Пандоры и не создать проблемы для наших собственных судовладельцев и нашей промышленности, которая сейчас очень активно движется к тому, чтобы начать строить суда класса «река-море», — говорит министр.

Напомним, что гражданское судостроение в России, начиная с указа президента в 2007 году, сосредоточено в руках государственной Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Она консолидировала 19 выживших крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. Как утверждает министр промышленности Ростовской области Михаил Тихонов, регион сейчас активно работает с этой госструктурой.

— В ОСК есть предприятия, которые владеют компетенцией по производству интересующих нас судов. Это класс «река-море» с водоизмещением 5 тысяч тонн. В активную фазу переговоров с ОСК сейчас вступил Ростовский морской порт. Кроме того, руководство ООО «ТД “РИФ”» {крупнейший российский зернотрейдер, базируется в Ростовской области — donnews.ru} высказало интерес в покупке порядка 15 таких судов, — говорит Тихонов.

По его словам, руководство ОСК заявляет, что в случае получения соответствующего заказа способно выполнить его в сжатые сроки — за полтора-два года. Однако очевидно, что один или два десятка новых судов проблемы не решат.