11,22₽
93,47₽
82,48₽

15 апреля 2025

В России вырос почти на 10% спрос на детский отдых. Основной рост бронирований детских лагерей вблизи крупных городов. В Краснодарском крае показатель, напротив, снизился до 40%, сообщил «Коммерсантъ»

Около 900 тысяч россиян на предстоящие майские праздники отправятся за границу, это на 200 тысяч больше, чем годом ранее, сообщили РИА Новости в АТОР. На увеличение продаж повлияло укрепление рубля

Шубы с приходом весны подешевели на 43,5%: средняя цена на них в марте составила 65 тысяч рублей, тогда как в декабре было 116 тысяч рублей, отмечает РИА Новости

В результате атаки беспилотников по Курску повреждено 24 многоквартирных дома, три из них — «достаточно серьёзно», сообщил врио губернатора Курской области Александр Хинштейн

Обвал породы произошёл в шахте «Садкинская» в Ростовской области: 75 работников поднялись на поверхность, двое остались под завалами, сообщил врио губернатора Юрий Слюсарь

14 апреля 2025

Участники программы «Земский работник культуры» в Ростовской области будут получать 2 млн рублей вместо одного. Врио губернатора Юрий Слюсарь принял решение увеличить её за счёт регионального бюджета

«Камаз» выпустил первый среднетоннажный грузовик поколения К5. Новая модель получила двигатель на 307 лошадиных сил, его грузоподъёмность — 12 тонн, сообщает РИА Новости

Почти четверть россиян старше трудоспособного возраста – это 35,1 млн человек, сообщила вице-премьер Татьяна Голикова

Более 3 млн туристических поездок по стране совершат россияне в первой половине мая, сообщили в АТОР. Общее количество туристов в России на майские праздники примерно на 10% больше, чем в 2024 году

13 апреля 2025

Силы ПВО уничтожили ночью БПЛА в Аксайском, Матвеево-Курганском, Цимлянском и Октябрьском сельском районах. По предварительным данным, пострадавших и разрушений на земле нет, сообщил Юрий Слюсарь

В Таганроге полностью модернизируют трамвайную сеть, о чём Ростову можно пока лишь мечтать

21 июня 2021
Трамвай в Таганроге. Фото yandex.ru

Трамвай в Таганроге. Фото yandex.ru

В Таганроге в ближайшие несколько лет планируется провести полную модернизацию трамвайной сети. Нужно заменить 45,5 километра путей, построить 8 депо и запустить 60 новых современных вагонов. И делаться это всё будет на частные деньги, ну, или почти на частные. Проект, с одной стороны, достаточно локальный, а с другой — позволяет понять, чего ждать Ростову, которому также обещают модернизацию трамвайной сети на условиях государственно-частного партнёрства.

Чьи деньги?

Развивать таганрогский трамвай власти будут вместе с компанией «Синара — городские транспортные решения», которая производит современные вагоны. Её президентом является Дмитрий Пумпянский (62-й номер в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes). Он же возглавляет совет директоров «Трубной металлургической компании», в которую входит Таганрогский металлургический завод.

Весь проект оценивается в 11,8 млрд рублей и будет реализован на условиях концессии. То есть «Синара» инвестирует в трамвайную сеть Таганрога, а за это получит её под свой контроль на 30 лет, чтобы отбить вложения.

Проект создания в Ростове современного трамвая конкретной стоимости пока не имеет, обоснование инвестиций ещё только предстоит, однако схема реализации будет, скорее всего, похожей. Как ранее писал donnews.ru, власти города заявляют, что проектом интересуется ВЭБ.РФ.

Собственно, и в Таганроге без госкорпорации не обошлось. Так, на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме-2021 ВЭБ.РФ и «Синара» договорились о предоставлении опережающего финансирования с лимитом выдачи в 3,6 млрд рублей. Предполагается, что эти деньги пойдут на первую очередь проекта модернизации таганрогского трамвая — 10 новых вагонов, 10 километров обновлённых путей, новые остановки.

Почему Таганрог?

Вот это в данной истории главная загадка. В ВЭБ.РФ официально говорят о том, что им нужен пилотный проект модернизации сети электротранспорта, который потом можно будет тиражировать по России. Интерес самого Таганрога более чем понятен.

А вот почему «Синара» вдруг решила вложиться в Таганрог — не совсем ясно. Конечно, как уже было сказано выше, какая-никакая, но связь с этим городом есть. Кроме того, понятное дело, что новые 60 вагонов для городского трамвая будут поставлены именно «Синарой». Но, как известно, электротранспорт в России убыточен априори и существует лишь за счёт бюджетных субсидий. В частности МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Таганрога регулярно получает иски от «ТНС Энерго» по поводу неоплаченных счётов за электроэнергию.

В самой «Синаре» на соответствующий вопрос donnews.ru ответили, что Таганрог имеет огромную историческую ценность, что это центр торговли XIX века, что это родина Чехова и Раневской и что город имеет огромный промышленный потенциал, играя ведущую роль не только в экономике Ростовской области, но и в целом России. А развитие любого города невозможно без развитой транспортной системы... Иными словами, причины своего участия в «Синаре» решили не раскрывать.

При этом далеко не последнюю, если не ключевую роль во всей этой истории играет, очевидно, тот факт, что у Таганрога внезапно появилось два серьёзных лоббиста — сенатор от Ростовской области, зампредседателя Совета Федерации РФ Андрей Яцкин и собственно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. На это осторожно намекают в «Синаре»:

«Возможно, не последнюю роль в этом процессе сыграло и пристальное внимание федеральных властей к городу и его судьбе, а именно то, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко официально взяла вопросы развития и преобразования Таганрога под свой контроль. Результатом стало то, что наконец-то город получил возможность начать планомерно решать имеющиеся у него проблемы. И мы как машиностроители, безусловно, относимся с большим позитивом к тому, что модернизация городской транспортной инфраструктуры Таганрога была обозначена в качестве приоритета и у нас появился шанс принять участие в таком масштабном проекте».

Почему Таганрог вдруг настолько заинтересовал спикера Совета Федерации — можно только предполагать. Дело ведь не только в трамвае. Матвиенко заявляла, что город в принципе должен стать центром притяжения туристов, а для этого одной модернизации транспортной системы будет мало. Может быть, её подкупила известная родственность Таганрога и некогда возглавляемого ею Санкт-Петербурга, где она в том числе занималась модернизацией трамвайной сети. А может быть, повлияло ещё что-то — остаётся только гадать.

Как инвестор покроет свои затраты?

Источника, говорят в «Синаре», всего два, и ничего неожиданного тут нет. Первый — билетная выручка, то есть плата граждан за проезд. Второй — бюджет Таганрога.

«Сильно упрощая, можно сказать, что доминирующая часть дохода будет получена за счёт билетной выручки, а недостающую часть будет составлять компенсационный платёж, предоставляемый из бюджета муниципального образования “город Таганрог”», — пояснили в «Синаре».

Компенсационный платёж в данном случае — это та разница, которая неизбежно образуется между выручкой компании от платы граждан за проезд и всеми затратами по проекту.

Информации о том, изменится ли тариф на проезд, пока нет. Вполне вероятно, что это может произойти, однако вряд ли рост будет существенным. Напомним, что все тарифы утверждает Региональная служба по тарифам Ростовской области. Так что сама «Синара» не сможет решать, сколько таганрожцы будут платить за проезд. Кроме того, стоимость проезда в городском транспорте что в Таганроге, что в Ростове и так всю жизнь ниже экономически обоснованной. Разницу перевозчикам компенсируют из бюджета.

Ростов на очереди

Объективно, вопрос развития рельсового транспорта в Ростове назрел больше, чем в Таганроге. Пресловутое метро плавно превратилось в проект скоростного трамвая, который хоть и выглядит уже в целом не так фантастично, но всё равно движется небыстро. Город годами готовит различные бумаги и заказывает исследования транспортной системы. Но реальных, видимых подвижек в Ростове нет.

На этом фоне скорость, с которой всё происходит в Таганроге, удивляет. У проекта ростовского трамвая пока нет даже стоимости, лишь экспертная оценка, что стоить это будет не менее 40 млрд рублей. То есть в четыре раза дороже, чем в Таганроге, так ведь Ростов почти в пять раз больше. В чём именно проблема и чего не хватает для ускорения процесса — неясно. С другой стороны, в Ростовской области живут не только ростовчане. Да и проще, наверное, сначала обкатать схему на небольшом городе.

Вишнёвый сад по мотивам пьесы Чехова заложили в Таганроге

15 апреля 2025
Закладка сада. Фото Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника

Закладка сада. Фото Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника

На территории Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника появится вишнёвый сад. Его созданием занимаются жители города, музей и партнёры при поддержке правительства Ростовской области. Раньше музей был мужской гимназией, в которой учился Антон Павлович Чехов.

В День древонасаждения в саду появились первые 27 саженцев декоративной вишни — аналога японской сакуры. Участие в высадке принял и Сбер.

Заместитель управляющего Ростовским отделением Сбербанка Лия Кикичева считает, что сад важен для всей Ростовской области, так как в нём заложен культурный код региона.

«Это один из проектов, которые сохраняют культурный код и уникальные традиции донского края. Гимназический сад — это не просто зелёная зона, а живая связь поколений, напоминание о богатой истории Таганрога», — считает Лия Киричева.

Как объяснила директор музея-заповедника Елизавета Липовенко, сад не будет идентичен тому, который был в гимназии при Чехове. Тогда он был закрытой территорией при учебном заведении. Новый же сад должен стать общественным пространством, которое будет открыто для жителей города.

Высадка деревьев будет продолжаться до осени, планируется засадить всю прилегающую к гимназии территорию. Сад обещают торжественно открыть для гостей и жителей города в октябре этого года.

Помимо сада в День древонасаждения в Таганроге появилось более 440 деревьев и 470 кустарников разных пород. Акция прошла в разных районах города, а центральной площадкой стал парк имени Максима Горького.