Заведующий отделом археологии Азовского музея–заповедника Андрей Масловский, который на протяжении многих лет руководит археологическими раскопками, рассказал корреспонденту портала «Ёрш. Азов» о людях, которые населяли город, 950–летие которого будет широко отмечаться в 2017 году.
Наряду с основным населением в Азаке проживали русские, армяне, аланы, не говоря уже о европейцах, которые имели здесь своё представительство в виде торговых колоний.
В XIII веке на территории современного Азова находятся два города–крепости: Азак — во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско–венецианский город–крепость Тана.
Численность городского населения была сопоставима с таким городом как Лондон, разнообразными были как торговые связи, так и этнический состав населения.
— Азак-Тана был многонациональным городом, кто, наряду с татарами и итальянцами, обитал здесь?
— Многим покажется удивительным, но в городах Золотой Орды проживало много русских людей. Русские, наряду с другими этносами, могут с полным правом считать культуру Золотой Орды своей. Особенно много русских проживало в городах Поволжья: Болгаре, Укеке, Водянском городище, но и в Азаке русская община была не маленькой, — рассказывает Андрей Масловский. — В более позднее время в турецком Азове XVI века доля русского населения составляла около 20%. При этом, русские люди не были оборванцами–рабами, живущими в норах. Об этом свидетельствует кухонная керамика, которую монголы позволили привезти русским с прежних мест жительства. Русские люди переселялись на новые земли со своим домашним скарбом, перевозимым на телегах, запряжённых быками.
— Как археологи отличают, кому принадлежит исследуемый комплекс?
— Археологически отследить русских в Азове не просто, потому, что они легко заимствовали элементы бытовой культуры у своих соседей–единоверцев: аланов, черкесов, греков. Прежде всего, это касается керамики, которую они покупали у своих соседей — аланов. Самый древний комплекс средневекового города (нынешняя улица Московская, 4), исследованный археологами, принадлежал русскому человеку и датируется 60–ми годами XIII века. Можно говорить, что большая часть русских проживала в районе средневекового города, начиная от перекрёстка современных улицы Московской и переулка Щорса до перекрёстка Карла Либкнехта и улицы Измайлова, а далее на юг — до перекрёстка Социалистический и улицы Толстого.
Русские люди упоминаются в итальянских нотариальных актах. Они заключают сделки, вступают в брак с итальянцами, ищут своих родственников. Помимо керамики, свидетельствами о пребывании русских людей в Азаке XIV, века являются православные кресты с криновидными концами (этот вид креста был позаимствован на Руси из Византии. Тогда он был равноконечным и явно напоминал лепесток лилии — «крин»), энколпионы (крест, внутри которого помещены мощи святого), некоторые виды украшений: костяная бляха с изображением крылатой русалки, поясная пластина с изображением грифона, коньковая подвеска с шумящими привесками, некоторые виды перстней и серёг.
— Какова судьба русских после разгрома города?
— Когда города Золотой Орды начали погибать и на службу к московским князьям стали приезжать даже золотоордынские аристократы, русские люди из этих городов стали бежать на север. Следы от пребывания русских в степных городах Золотой Орды фиксируются в ремёслах, где появляются гончарные горны, а вся терминология русского кожевенного ремесла заимствована с юга. В русском быту существует много слов и вещей, имеющих тюркское происхождение: халат, кафтан, сарафан, деньга, таможня и многие другие. Русские люди даже начали носить тюбетейки, получившие название тафья. Те русские, которые остались в Азаке, стали жертвами Тимуровских полчищ, уничтоживших город в 1395 году, но многие, все же, уцелели и продолжали жить в городе вплоть до XVII века.
— Вы упомянули алан, которые были не только соседями русских, но и православными по вероисповеданию.
— Аланы, предки нынешних осетин, появились в золотоордынском Азаке ещё в 70-годы XIII века. На протяжении всей истории средневекового города аланы были самой многолюдной общиной, Этот народ имел свой район, но археологи затрудняются с его локализацией, так как бытовая культура города в целом носила аланский облик. Все горожане пользовались аланской керамикой.
Аланы заселяли также многочисленные деревни в округе Азака. Они были православным народом и имели свою митрополию. Наверняка, в Азаке находились аланские церкви, но, к сожалению, в письменных источниках сведения о них не сохранились. Зато из письменных источников известно, что аланы имели свою баню. Очень многое в быту золотоордынского Азака появилось благодаря аланам, начиная с типичных турлучных жилищ, заканчивая кухонной утварью и деталями костюма. Но особенно многочисленна керамика, произведённая гончарами–аланами или учениками аланских мастеров. Среди них есть как крупные тарные сосуды, так и кухонные горшки, трубы, амфоры, сосуды от водоподъёмных колёс. Посуда часто покрывалась красным ангобом и лощением. Гибель Золотой Орды для аланского этноса оказалась катастрофой.
Ни один другой народ не пережил таких утрат, как аланы. Большая их часть погибла, особенно сильно они пострадали в 1395–96 годах, во время походов Тимура. Уцелевшие в битвах аланы отступили на сопредельные территории и бесследно растворились среди целого ряда народов: русских, греков, болгар, тюрок. Их опустевшие земли на Северном Кавказе были заняты кабардинцами и другими кавказскими племенами. Лишь небольшая часть этого народа, уйдя в ущелья Кавказских гор и смешавшись с местными племенами, сумела сохранить свой язык и культуру, но не сохранила свой внешний облик.
— У русских были в Азаке ещё единоверцы?
— Армяне составляли небольшую общину, оставившую заметный вклад в истории культуры средневекового Азака. Они появились на этих землях в конце XIII века. Благодаря давним традициям ремесла и торговли, армяне во многом способствовали расцвету средневекового города. Некоторые изделия их ремесла можно увидеть в залах Азовского музея–заповедника. Это художественная поливная керамика местного производства, резной камень и загадочные трапециевидные формочки. Вообще, армянское искусство стало важной составной частью прикладного искусства Золотой Орды. Армянская община имела в Азаке свою церковь Григория Просветителя.
В Азаке работали армянские переписчики. В Матенадаране, или институте древних рукописей в Ереване, по сей день хранятся книги, переписанные армянскими писцами в Азаке. Сохранились, как минимум, три надписи на керамических сосудах, найденных на территории средневекового Азака. Две из них сделаны на поливных чашах, которые, вероятнее всего, были церковной утварью, а третья, самая длинная надпись — на трапециевидных формочках.
Прихожанами армянских церквей становились и тюрки, о чем свидетельствует тюркское слово «бай», использовавшееся как обращение к богу. Скорее всего, армянская община погибла в 1395 году, во время погрома города Тимуром. Уцелевшие армянские семьи перебрались в города Крыма. Вполне возможно, что среди современных донских армян есть и потомки жителей Азака.
Поделиться: