Исследовательские работы ведут археологи на улице Измайлова, 58, на территории между городским парком и стадионом.
Портал «Ёрш. Азов» уже сообщал о находках, обнаруженных на месте будущего строительства новой многоэтажки. Чего только стоит мостовая, вымощенная костями животных, богато украшенная поливная керамика, монеты и практически целые сфероконусы — толстостенные сосуды с очень узкой горловиной и коническим дном, которые предназначались для перевозки ртути и других дорогостоящих жидкостей на Ближнем Востоке, Закавказье, Средней Азии и Поволжье.
Новые находки подтверждают догадки о том, что в этом месте жило небедное население. Правда, как говорит начальник отдела археологии, старший научный сотрудник Азовского музея–заповедника Андрей Масловский, в предыдущие столетия ограбили всё, что можно ограбить. Но и на долю искателей XXI века осталось немало.
Исследовано три производственных комплекса, которые рассказывают о том, как жили люди на территории Азова 700 лет назад. Один из них, большой горн, сложенный из грубого кирпича. Он служил для выжига древесины. Сложность выжига состояла в том, чтобы быстро зажечь древесину и также быстро закидать землёй дрова, чтобы они не выгорели.
— Древесный уголь — кровь средневековой металлургии, — рассказывает Андрей Масловский, — при его выжиге существовали определенные сложности, и местные мастера разработали специфический тип угольных горнов, обложенных кирпичом.
Второй горн, обнаруженный на раскопе, был диаметром около 4 метров и предназначался, скорее всего, для выплавки цветных металлов. Вообще, последние годы оказались щедрыми на находки металлургических мастерских. Целый квартал ремесленников - металлургов был обнаружен при спасательных работах на территории спорткомплекса имени Эдуарда Лакомова. Археологи уже назвали это место промышленной зоной Азака.
Третий комплекс, расположенный в нескольких метрах от металлургического горна, включает тандыр для выпечки хлеба. Андрей Масловский уверен, что здесь работало несколько хлебопёков, которые изготавливали лепёшки для продажи.
— Очевидно, что здесь кипела жизнь, было много покупателей и рабочих, — считает он, — этот тандыр интересен тем, что мы впервые видим подобное сооружение, установленное на выкладке из кирпича.
Андрей Масловский, который может «бродить» по средневековому Азаку с закрытыми глазами, точно представляя каждый его уголок, очертил границы «промышленной зоны» золотоордынского Азака: она проходит по территории современного центрально рынка, чрез городской парк, и «накрывает» Западный микрорайон до улицы Севастопольской.
Поделиться: