При раскопках по улице Ярославского археологи Азовского музея–заповедника обнаружили смотровую башню венецианского замка 14 века. Там, где 700 лет назад располагался замок площадью 200 на 200 шагов, сегодня две узкие улочки: Ярославского и Генуэзская, в честь той самой Генуи, которая соперничала с Венецией, и Азовский морской порт. Кстати, в Венеции о Тане не забыли: там есть улица Таны, мост, названный её именем, канал, набережная и даже ресторан.
В Азове же память о Венеции никак не обозначена, есть небольшая улица Генуэзская и часть крепостной стены.
Состав городского населения итальянской Таны, с которого, собственно и ведёт начало жизнь поселения как города, был чрезвычайно пестрым: греки, армяне, русские, евреи, татары… Генуэзские и венецианские колонии, как и их метрополии, постоянно враждовали между собой, хотя в одной и той же колонии, как, например, Тане, могли быть фактории двух торговых республик. По словам учёного Андрея Масловского, венецианцы и генуэзцы соперничали между собой:
— Обнаруженная смотровая башня служила даже не для наблюдения за кочевниками из степи, а для контроля над соседями-генуэзцами, поскольку жили они между собой, как кошка с собакой, - рассказал он.
Из Таны в Италию вывозились пшеница, рыба и икра, меха, воск, специи и сандаловое дерево, кожи, мёд. Ввозила Тана ткани, медь и олово. Одной из основных статей дохода была работорговля. Представляя собой продолжение Азака, Тана была также обнесена каменными стенами и превращена в крепость.
Исследования на территории итальянской фактории затруднены, поскольку находится она в районе интенсивной городской застройки. Но историкам много известно о Тане по сохранившимся документам. Была здесь и церковь Святого Марка, и генуэзская крепость, и рынок рабов. Но в ближайшие годы и, возможно, десятилетия венецианский замок и его загадки так и останутся под землей — до тех пор, пока на этом месте не начнется активное строительство, а значит и раскопки.
Поделиться: