Дом для детей-сирот в посёлке Ключевом довёл чиновников Новочеркасска до уголовных дел

Список подозреваемых не окончательный

Фото Ёрш. Новочеркасск

Скандал с жильём для новочеркасских сирот, которое те получили в посёлке Ключевом, начал обрастать уголовными делами. Так, главному архитектору Василию Кузьменко и директору департамента строительства Геннадию Зацепилову предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий.

Геннадий Зацепилов на суде

Как считают правоохранители, именно Кузьменко был тем человеком, который подписал разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию дома на улице Центральной, 7, без проведения проверки. Тем самым были нарушены права новочеркасских детей-сирот. В этом же подозревается и Зацепилов.

Василий Кузьменко

Возбуждено уголовное дело и в отношении предпринимателя Павла Холодилова. Он подозревается в причинении имущественного ущерба путём обмана и злоупотребления доверием. Как утверждает адвокат Леонид Новиков, защищающий интересы детей-сирот, вскоре этот список может пополниться новыми не менее известными в Новочеркасске фамилиями.

Предыстория

После того как бывшая столовая в посёлке Ключевом стала собственностью предпринимателя Павла Холодилова, в ней разместился цех по производству кукурузных палочек. Новочеркасцам они известны под названием «Хрум Хрумыч». Параллельно власти города объявили конкурс на закупку 26 квартир для городских детей-сирот стоимостью не более 947 тысяч рублей. Единственным участником конкурса стала компания Холодилова, она же и победила. В здании бывшей столовой началась реконструкция, волшебным образом превратившая объект в жилой дом.

По документам здание оформили как новостройку, а 26 получившихся в результате реконструкции квартир отдали детям-сиротам Новочеркасска, видимо, рассчитывая на непривередливость этой категории граждан. Однако новосёлы полученным жильём неожиданно остались недовольны и обратились за помощью к адвокату Леониду Новикову.

Нежилое жильё

У новочеркасских сирот ушёл месяц, чтобы понять, что в полученных ими квартирах нормальных условий для проживания нет.

Жильцы рассказывают, что изначально их обещали поселить в новом доме. Но когда они пришли в свою управляющую компанию, оказалось, что их дом — переделанная столовая 1962 года постройки. Следующим неприятным сюрпризом стало то, что в доме нет газа, хотя газораспределительная инфраструктура имеется и близлежащие территории газифицированы. Как утверждают жители окрестных домов, столовую отключили от газа ещё в 1996 году.

В одной из квартир дома на улице Центральная, 7

Планировка квартир также не понравилась новосёлам. Кухни как таковой нет — электрическая печка и раковина для посуды находятся в жилой комнате. В совмещённом санузле ванну поставить невозможно. А унитаз установлен так, что сидя на нём, упираешься коленями в дверь, и приходится сидеть боком. В некоторых квартирах дверь в туалет ведёт прямо из жилой комнаты.

Кроме того, в квартирах плохая вентиляция, в некоторых комнатах линолеум всего за несколько месяцев встал «шубой», в одной из квартир на первом этаже протекал потолок. К тому же жильцы опасались, что фундамент под зданием непригоден для жилого дома.

Стена дома по улице Центральной, 7 через год после ремонта

Не сумев решить проблему на уровне местной власти, жильцы забросали жалобами президента и городскую прокуратуру.

В ответ чиновники администрации Новочеркасска собрали пресс-конференцию, на которой признали, что здание было построено в 1962 году. Однако заверили, что во всех квартирах созданы вполне пригодные для проживания условия, а претензии жильцов безосновательны.

— Помещение обеспечено всеми инженерными коммуникациями. Что касается газификации, в соответствии со СНИПами в районах, где нет газификации, в квартирах предусматривается установка электрической печи, — пояснил тогда начальник департамента строительства Геннадий Зацепилов.

Новосёлы стояли на своём.

— Нас не волнуют недоработки строителей. Мы сами могли бы и линолеум поменять. И розетки, которые кто-то «умный» сделал прямо над раковиной, тоже могли бы сами перенести. Но это не решает основной проблемы — в этих квартирах нет условий для нормальной жизни. Кухню отделить невозможно, потому что без окна это получится кладовка. И санузел хотелось бы иметь нормальный, с ванной, а не с тазиком на ножках. А что касается гарантийных обязательств на пять лет, то мы просто боимся, что за это время дом развалится, — высказала общую точку зрения жильцов Виктория Мельник, активистка инициативной группы детей-сирот дома на Центральной, 7.

Сироты и большая политика

К решению проблемы с жильём новочеркасских сирот вскоре подключились политики. Депутаты Госдумы от КПРФ Владимир Бессонов и Николай Коломейцев подали обращение в Генпрокуратуру и профильный комитет российского парламента с требованием разобраться в ситуации, которая сложилась вокруг сиротского дома в Ключевом.

Не остались в стороне и справедливороссы. Депутат Михаил Емельянов написал обращение к председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Бастрыкину и генеральному прокурору России Юрию Чайке. А представители фракции «Единая Россия» взяли это дело «под контроль».

Сироты дошли до губернатора

Провести встречу с недовольными новосёлами губернатор Василий Голубев решил после того, как узнал, что людей не допустили к нему на личный приём, который глава региона проводил в мае в ходе своей рабочей поездки в Новочеркасск. Представители муниципалитета тогда заверили людей, что губернатор приёма проводить не будет. Реакция главы региона была быстрой.

«Налицо вопиющий факт бездеятельности, невнимательного отношения представителей администрации Новочеркасска к жителям города, к заявителям. Оставить его без внимания невозможно. Это возмутительно, права детей-сирот на обеспечение жильём – приоритет, и это не обсуждается», — заявил тогда Голубев.

Губернатор Василий Голубев и мэр Новочеркасска Владимир Киргинцев

Встреча состоялась 1 июня 2016 года. Василий Голубев пообещал разобраться в ситуации и поручил рабочей группе решить проблему.

Первое уголовное дело

После того как сюжет о скандальном доме вышел на федеральном телевидении, городская прокуратура Новочеркасска подала иск на мэрию, выступив в интересах Дмитрия Лисина, слепого сироты, также получившего квартиру в Ключевом.

В ведомстве выданные новочеркасским детям-сиротам квартиры сочли неблагоустроенными. Для поиска виновных было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Однако изначально в нём фигурировали «неустановленные лица из числа администрации города Новочеркасска», и лишь затем ими стали Кузьменко и Зацепилов. Но, скорее всего, адвокат Новиков прав, и этот список не окончательный.

А что мэр?

Мэр Новочеркасска Владимир Киргинцев встретился с сиротами вскоре после губернатора. И заявил, что проблему новочеркасских сирот, получивших жильё в Ключевом, решать всё-таки будут. Но поэтапно.

Встреча Владимира Киргинцева и живущих в Ключевом сирот

Для начала градоначальник пообещал устранить недоработки строителей. А вот переселение недовольных жильцов в новые квартиры мэр увязал с решением суда.

— В цивилизованном мире, когда есть разные точки зрения, правоту каждой определяет суд. Я, как мэр, гарант законности и исполнения законодательства в нашем городе, буду держать это на постоянном личном контроле. И любые движения будут чётко соответствовать действующему законодательству, — сказал тогда мэр города Владимир Киргинцев.

Суд

Рассмотрение гражданского иска новочеркасских детей-сирот о предоставлении благоустроенных квартир вместо непригодного жилья идёт с июня 2016 года. Ключевым моментом всего процесса является ответ на вопрос — благоустроенное ли жильё получили сироты.

Будучи уверенной в своей правоте, администрация через суд добилась проведения госэкспертизы. Ею занимался Южный региональный центр судебной экспертизы Минюста России. Администрация, как заказчик, даже заплатила за неё деньги — почти 30 тысяч рублей из бюджета города. Однако ответ из Минюста новочеркасских чиновников неприятно удивил.

«Устройство внутриквартирных перегородок, выгораживающих помещения совмещённых санузлов квартир, не соответствует проектной документации. Наружные стены здания по своим теплотехническим характеристикам не соответствуют требованиям энергоэффективности здания», — говорится в заключении экспертизы.

Эксперты также сочли необходимым отделить кухню от жилого помещения, а установку кухонной плиты с духовкой и раковиной там, где спят люди, назвали недопустимым.

«Отсутствие помещения кухни или кухни-ниши не соответствует требованиям СП и СНиП. Кроме того, объём вытяжки из жилого помещения с кухонной зоной не соответствует требованиям и негативно влияет на микроклимат квартиры», — говорится в заключении Минюста.

На одном из последних судебных заседаний

Иными словами, квартиры были признаны неблагоустроенными. Казалось бы, на этом процессу и закончиться. Но администрация Новочеркасска взялась оспаривать в суде результаты собственной экспертизы, заказав «Центру судебных экспертиз им. Б. Д. Сперанского» (Симферополь) рецензию на неправильность выводов Минюста. Крымская компания администрацию столицы донского казачества не подвела, что дало возможность суду назначить новую госэкспертизу. Исполнитель уже известен — им станет Донской государственный технический университет.

Что дальше?

Дальше ожидание результатов новой госэкспертизы, заседания по уголовным делам в отношении высокопоставленных чиновников администрации Новочеркасска и, с высокой долей вероятности, громкие отставки.

Как считает адвокат Леонид Новиков, в основе этой истории лежит уверенность чиновников в своей безнаказанности.

— На балансе у муниципалитета может быть любое жильё — и хорошее, и плохое. Но по закону такой категории граждан, как дети-сироты, должны предоставлять только благоустроенное жильё. Понятие благоустроенного жилья подразумевает и наличие всех коммуникаций, и отдельную кухню, и туалет не из жилой комнаты. Признать благоустроенным жильё может только межведомственная комиссия после проведения соответствующей экспертизы. А в этом случае вообще никакой проверки не было. Как не было и заключения комиссии о том, что жильё в доме на Центральной, 7, является благоустроенным, — заявляет защитник.{{voter}}

Отметим, что адвокат Павел Барнев, защищающий и Зацепилова, и Кузьменко, от общения с прессой отказывается, ссылаясь на полученный от своих подзащитных запрет. Комментировать ситуацию не стали и в администрации города.

Поделиться: