В Новочеркасске набирает обороты скандал вокруг поставок питания в детские сады города. Как стало известно «Ёрш», прокурору Ростовской области Юрию Баранову направлена жалоба от предпринимателей с просьбой провести проверку сложившейся в казачьей столице схемы закупок продуктов для дошкольных учреждений, которую авторы обращения называют коррупционной.
Решение УФАС
21 января управление федеральной антимонопольной службы вынесло решение о приостановлении двух совместных конкурсов с ограниченным участием на поставку продуктов питания в 44 детских сада Новочеркасска. Предметом закупки являлись свежие фрукты и овощи, кефир и питьевое молоко, сыр и сметана, говядина охлаждённая и рыба мороженая. Начальная цена всех 5 лотов составляет 38 миллионов 242 тысячи рублей.
Согласно жалобе, рассмотренной УФАС, организатор торгов для всех заявленных дошкольных учреждений (детский сад №44) допустил ряд нарушений в конкурсной документации.
Так, например, из критериев оценки участников убрали требование об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков. Что, казалось бы, является обязательным и в вопросах питания детей, должно играть не последнюю роль.
Согласно протоколу вскрытия конвертов, по лоту №1 (говядина) на участие в конкурсе были поданы три заявки. Причём два участника, по какому-то нелепому стечению обстоятельств, намереваясь участвовать в конкурсе, даже не предоставили в составе заявки информацию, подтверждающую их квалификацию. Этот факт автоматически вывел в победители одного единственного участника — ИП Маланичева, который, согласно сведениям в ЕИС, трижды был отмечен в реестре недобросовестных поставщиков.
Решением УФАС организатор конкурса (детский сад №44) признан нарушившим статьи ФЗ-44. Ему выдано предписание об отмене всех протоколов, созданных при проведении конкурсов и о внесении изменений в конкурсную документацию. Кроме того должностное лицо организатора должны привлечь к административной ответственности.
Помимо этого текст заявок от некоторых участников был идентичен, также были одинаковые предложения по цене. Такая схема создаёт видимость конкуренции, а также позволяет заинтересованным поставщикам не допустить снижения цены.
Прямые договора
Предприниматели в своём обращении также обращают внимание прокурора Баранова на систему прямых договоров, которая стала в Новочеркасске скорее практикой, чем исключением.
С 2011 года все закупки продуктов питания для детских садов Новочеркасска проводились конкурентным способом — через запросы котировок, открытые и электронные аукционы, открытые конкурсы и конкурсы с ограниченным участием. Но всё изменилось в 2016 году.
«Так, например с того года и по настоящее время из системы конкурентных закупок исключили соки, воду, бакалейные продукты (сахар, соль, чай, дрожжи, сухофрукты), консервы овощные (икра из кабачков, паста томатная, горошек зелёный, повидло, растительное масло). Эти продукты питания «отдаются» прямыми договорами. Причём одному и тому же индивидуальному предпринимателю — Ирине Анацкой», — сообщают прокурору предприниматели.
Также частично вынесены на конкурс с ограниченным участием крупы. Горох, крупа манная, крупа из пшеницы и рис — закупаются через торги, а вот пшено и гречка — прямыми договорами. В чём между ними разница, не понятно.
При этом, по некоторым позициям цена продуктов в прямых контрактах даже превышает среднюю рыночную цену, используемую для расчёта начальной максимальной цены контракта в конкурсах с ограниченным участием.
Ещё один интересный факт, на который обращают внимание заявители, — «рекомендации» дошкольным учреждениям заключить договора на поставку молочных продуктов конкретного производителя (ООО «Белый медведь») и с конкретным поставщиком (ООО фирма «Донское-93»). Информацию о том, почему именно так, и кто там кому родственник, а также как это связано с федеральным проектом «Народный контроль» мы пока опустим.
Отметим только, что в результате контракты на поставку молочных продуктов получила именно эта фирма. При этом цены данного поставщика далеко не являются самыми низкими. Так, на поставку молока детскими садами заключены прямые контракты по цене 53 рубля за 1 литр, хотя на сайте малых закупок есть предложение с необходимым сроком действия и местом поставки, но ниже по цене: от 42,5 до 45 рублей за литр. Так же обстоят дела и с закупкой кефира. А вот закупка ряженки произведена сразу на весь 2019 год по цене 98 рублей за килограмм, и на конкурс с ограниченным участием почему-то не выносилась.
Предприниматели просят прокуратуру Ростовской области проверить обоснованность выбора неконкурентного способа закупки и заключения прямых договоров с поставщиками и инициировать проверку в части возможного злоупотребления должностных лиц при заключении контрактов.
Общую сумму, на которую были подписаны прямые контракты, узнать не представляется возможным. Можно лишь приблизительно подсчитать, что речь идёт о многих миллионах рублей. В Новочеркасске 45 детсадов, каждый из которых заключает не по одному контракту. При этом в подавляющем большинстве — сроком на один год. И эта практика возникла не вчера.
Поделиться: