У детей-инвалидов в Новочеркасске появятся «Лучшие друзья»

Об уникальном социальном проекте рассказала Инга Цивилёва

Инга Цивилёва. Фото «Ёрш. Новочеркасск»

В Новочеркасске стартует инновационный социальный проект «Лучшие друзья». Его придумали для того, чтобы сделать лучше жизнь детей-инвалидов, проживающих в семьях. Подобная методика работы с особыми детьми используется в Ростовской области впервые.

О сути проекта и о том, кто и как может принять в нём участие, «Ёрш» рассказала директор центра воспитания и досуга детей «Эстетика» Инга Цивилёва.

 

— Расскажите в чём заключается суть проекта?

— В силу многих причин особые дети, живущие в семьях, ограничены в живом общении очень узким кругом людей. Но им также хочется иметь много друзей, как и любому ребёнку, да и взрослому человеку. При помощи этого проекта мы хотим помочь детям с ограниченными возможностями здоровья найти себе друзей.

В нашем проекте каждому ребёнку-инвалиду подбирается наставник-волонтёр, который должен стать ему старшим другом. Они с ним встречаются, проводят вместе время, выполняют какую-то совместную работу. Могут ходить гулять,или заниматься в творческих студиях. Так формируется пара ребёнок — наставник, а курирует их психолог. Специалист всё время держит под контролем, как развиваются отношения между ребёнком и наставником, как складывается общение с его родителями. Главная задача — сформировать доверительные отношения между ребёнком и наставником. Чтобы младший смог поговорить со старшим другом, что-то ему рассказать.

У этой «технологии» даже есть свой девиз: «Ваше время сегодня — их будущее завтра!». То есть, если мы сегодня потратим час в неделю на этого ребёнка, мы будем точно знать, что в будущем он сможет занять достойное место в обществе. А не останется где-то на задворках, обиженный, с иждивенческой позицией, что ему все должны. Мы надеемся, что к концу проекта особые дети будут более самореализованы, получат социальный опыт и опыт успеха, найдут свою творческую нишу, а может даже определятся с будущей профессией.

— Чем наставник и ребёнок будут заниматься в течение проекта?

— Для каждой пары будет составлен индивидуальный план работы и график встреч. В его основе лежит творческая реабилитация. Особые детки вместе с наставниками будут заниматься в наших творческих студиях и детских объединениях разной направленности. Мы постараемся включить их в любые кружки, в которые они захотят. В дальнейшем мы будем выводить этих детей с их творческим работами на публику. Обычно особые дети на публике достаточно скованы и боятся. П представить свои работы для них — это подвиг. В то же самое время, для детей-инвалидов очень важно, чтобы они были успешными, и их работу оценили. Задача наставника — помочь, чтобы работа ребёнка была достойной, и он мог её хорошо представить. Соответственно, у старшего друга и ребёнка должны быть общие увлечения, совпадения по взглядам на жизнь. Помимо творчества, они смогут ходить в кино или театр, в гости — в каждом случае учитывается желание ребёнка и согласие его родителей. Всё индивидуально и происходит по обоюдной договорённости. Кроме того, и ребёнок и наставник регулярно будут получать консультации психолога.

— Кто может стать наставником? Какие требования к ним предъявляются?

— Мы приглашаем всех, у кого есть желание подружиться с особыми детками, помочь им. Наставником может стать практически любой человек старше 18 лет. Подать заявку на участие волонтёр может на сайте центра «Эстетика». Естественно, придётся пройти строгий отбор. Ведь предстоит работать с ребёнком. Желающему необходимо будет предоставить справку об отсутствии судимости, характеристики. К наставникам предъявляют определённые требования и правила. Кроме того, они пройдут специальное обучение.

— А как будут подбираться пары?

— Наставника ребёнку выбирает куратор-психолог. Совместимость «старших друзей» и подопечных, есть ли у них точки соприкосновения будут определять при помощи интервью. Ребёнок и его наставник должны быть психологически совместимы и подходить друг другу по темпераменту. Волонтёр не может выбирать себе ребёнка.

— Есть ли какие-то правила для ребёнка или его родителей?

— Когда дети вступают в проект, с ними обязательно проводится тестирование, их обследует психолог. Он же разъясняет им права и обязанности в работе с наставником. Эти правила ребёнок подписывает. Такие же подписывают и родители. У наставника, в свою очередь, есть свои права и обязанности. Например, старший друг ничего не покупает, не делает никаких дорогих подарков ребёнку. А тот не может ничего требовать от наставника. Это обязательно.

— Какова роль родителей в проекте?

— Суть проекта в том, что родители, а также братья и сёстры, также включены в эту работу. Они тоже считаются участниками. Родители должны согласиться с тем, кто будет наставником для их ребёнка. Если им по какой-то причине не нравится наставник, они вправе повлиять на этот выбор. Родителям тоже придётся узнать этого человека, ведь они дают своё согласие на какие-то мероприятия, совместные выезды, которые планируют друзья. Они также могут предлагать свои варианты совместного время препровождения. Например, пригласить вместе отметить день рождения или ещё какой-нибудь праздник. Мы надеемся, что проект поможет подружиться не только детям и наставникам, но и целым семьям.

Инга Цивилёва также рассказала, что проект «Лучшие друзья» стал победителем конкурса фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и получил грант в размере 1 миллиона 265 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на оплату работы психологов, а также на улучшение материальной базы центра «Эстетика». Предполагается, что проект «Лучшие друзья» будет работать полтора года и завершится 30 сентября 2019 года. По его итогам дети и наставники, добившиеся самых высоких результатов, будут поощрены.

Сейчас для участия в «Лучших друзьях» уже отобраны 40 особых ребят — это очень большое количество для такого небольшого города, как Новочеркасск. Теперь организаторам предстоит подобрать им наставников.

Конечно же, после окончания проекта наставник с ребёнком могут продолжить общение, продлив соглашение, либо просто оставшись друзьями.

Опыт, полученный по результатам проекта, планируют тиражировать во всех образовательных учреждениях города и области. Реализовать «технологию», после соответствующего обучения, сможет каждый психолог школы или детского сада в своём учебном заведении.

Поделиться: