В Новочеркасске на площади перед Атаманским дворцом состоялся ежегодный митинг памяти погибших в демонстрации 1962 года.
Перед собравшимися горожанами у камня выступили заместитель мэра города Юрий Лысенко, заместитель председателя городской думы Андрей Карабедов, Татьяна Бочарова — историк и журналист, президент фонда «Новочеркасская трагедия». На митинге также присутствовали очевидцы и участники той страшной трагедии. С каждым годом их становится всё меньше.
— Здесь погибли мирные жители, которые решили выразить власти свой протест. Власть ничего не придумала другого, как в бессильной злобе, расстрелять собравшихся. И уже после расстрела сделали всё, чтобы вытравить из памяти те события. Власть должна помнить о том, что происходит, когда не удаётся договориться мирным путём. Мы должны сделать всё, чтобы подобное не повторилось, — обратился Андрей Карабедов.
Татьяна Бочарова представила собравшимся человека, которого фонду удалось разыскать совсем недавно — очевидца трагедии Павла Афонина. На тот момент ему было всего десять лет. Он, со своими сверстниками был в этот день на площади. Любопытные мальчишки с деревьев наблюдали за митигнующими. Когда грянул первый ружейный залп, двое его друзей, окровавленные, упали на землю. Павлу удалось убежать, три дня он сидел под кроватью, потом вылез, пошёл искать друга. Но ни друга, ни его родителей уже не было. Их выселили из города в 24 часа. Таких историй много. Пережившие трагедию не хотят афишировать своё прошлое и поэтому до сих пор молчат.
— Нам важно любое свидетельство, все воспоминания о том времени ценны для нас. Фонд «Новочеркасская трагедия» просит всех, кто был очевидцем — откликнуться, ведь есть ещё раненные, которые всё ещё молчат. Не бойтесь! — обратилась Татьяна Бочарова.
Напомним, 2 июня 1962 года рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода организовали стихийный митинг на рабочем месте. Они требовали поднятия заработной платы, снижения норм выработки и улучшения условий труда. Определив требования к администрации, колонна рабочих двинулась к зданию горисполкома, на центральной площади города. По пути к ним присоединялись рабочие других предприятий. Выступление было подавлено силами армии и КГБ. По официальным данным, при разгоне демонстрации было убито 26 человек, ещё 87 получили ранения. Многие пропали без вести. «Зачинщики» получили длительные сроки лишения свободы. Осуждены и выселены из города были даже случайные свидетели расправы. В начале девяностых годов инициативная группа горожан провела расследование, нашла тайные захоронения погибших. Был создан фонд «Новочеркасская трагедия», создан музей. Участники забастовки были реабилитированы. На месте трагедии был установлен «камень на крови», так называют мемориал памяти на площади перед Атаманским дворцом. Некоторые горожане считают камень недостаточным выражением памяти погибшим и хотели бы его заменить на более монументальный памятник.
— Тогда, в «лихих девяностых», устанавливая этот камень, и боясь, что коммунисты его откопают, его заглубили на полтора метра в землю и залили бетоном, чтобы ни у кого не возникло желания избавиться от такого напоминания о произошедшей здесь трагедии. Сейчас звучат слова о том, что этот скромный камень нужно заменить на величественный монумент. Нет, нет и нет! Этот камень уже такая же часть истории, как и те люди, которые здесь погибли! — высказала своё мнение Татьяна Бочарова.
Поделиться: