Подрядчик: рекультивацию свалки в Новочеркасске сорвали из-за дефектов проекта

Работы на полигоне летом 2024 года. Фото telegram-канала Виктории Абрамченко

Рекультивация мусорного полигона в Новочеркасске не завершится к концу 2024 года, как было предусмотрено контрактом. Представители городских властей на заседании депутатской комиссии гордумы заявили, что подрядчик — ООО «Максимус» — отказывается от продолжения работ и готов к расторжению контракта, так как не может выполнить их в срок.

Руководитель компании Эдуард Белоусов рассказал свою версию происходящего вокруг рекультивации полигона. Он заявил, что не отказывался от завершения контракта и, по его убеждению, проект можно было завершить в срок, если бы заказчик  (администрация города) вовремя устранил ошибки и недостатки в проектной документации ещё несколько месяцев назад.

В проекте обнаружились ошибки и недостатки

Как рассказал журналисту «Ерша» Эдуард Белоусов, компания «Максимус» приступила к выполнению контракта 20 ноября 2023 года.

— И почти сразу мы стали писать официальные письма, указывая на недостатки проектной документации, предоставленной заказчиком и прошедшей все экспертизы. 13 декабря 2023 года мы попросили согласовать использование других материалов. К примеру, в проекте указан песок средней крупности, которого нет в Ростовской области, а ближайшее месторождение в Воронежской области, но доставка его оттуда становится «золотой». Только пересогласование песка удешевило контракт на 6 миллионов рублей! Но длились оно 4 месяца по непонятным причинам, — рассказывает Эдуард Белоусов.

По его словам, несколько месяцев специалисты компании согласовывали и закупали материалы — в контракте стоимостью почти 385 млн рублей около 262 млн приходится на закупку материалов, которые используют для рекультивации. С учётом погоды и подготовительных мероприятий работы начали в марте.

— За год у нас скопилась едва ли не сотня писем с опасениями за судьбу этого объекта, мы призывали заказчика скорректировать проектную документацию, чтобы завершить работы своевременно. К примеру, реальный размер свалки оказался на 20% больше заявленного в первоначальном контракте. На 1870 квадратных метров фактически выросла площадь полигона, то есть у меня 20% материалов и работ — не учтены. Когда я спросил, что и как мы будем делать, мне заявили, что всё откорректируют. Но это произошло только 17 декабря 2024 года.

Другой пример, — продолжает Эдуард Белоусов, — после сильных ветров мы были вынуждены остановить работу, потому что снесло 5 тысяч квадратных метров уложенной защитной мембраны. В документации предлагалось не закреплять её в специальных траншеях, как прописано в регламентах, а крепить анкерами, то есть пробить весь защитный слой, нарушить будущее герметичное тело свалки. Естественно, это проектное решение также требовало изменения, — рассказывает Эдуард Белоусов.

Он признаётся, что, как ни странно, в этих условиях дефицит денежных средств стал далеко не главной проблемой.

— На большинство наших писем с просьбами официально изменить документацию в ответ я слышал: «Да ты строй, а мы потом всё откорректируем». При этом на всех уровнях администраций докладывалось, что  всё идёт в соответствии с графиком. Эта рекультивация рассчитана на 2 года, мы сделали её меньше чем за год и завершили бы до конца 2024-го. Я до октября был уверен, что мы всё доделаем в срок, если бы проектные решения были предоставлены вовремя. Но нам их передали, повторю, 17 декабря, — уверяет Эдуард Белоусов.

По его словам, новые проектные решения тоже зачастую не верны, и даже опасны.

— К примеру, в проекте появилась новая дорога, но нет расчёта оползневой устойчивости склонов. Такие решения повысили стоимость контракта на 10%, но сметная стоимость не компенсирует затраты на выполняемые работы. Я с 2008 года работаю на госконтрактах, и с подобным не сталкивался, — возмущается глава подрядной организации.

При этом он объясняет, что уже вложил в проект более 30 млн рублей из средств компании. Они потрачены на работы, которые пока не оплачены. По словам Белоусова, в этой ситуации подрядчик становится, по сути, заложником заказчика.

Будущее проекта пока неясно

На вопрос, что произойдёт, если до 31 декабря не будет заключено дополнительное соглашение и работы останутся незавершёнными, Эдуард Белоусов отвечает:

— Мы не отказываемся выполнять контракт, сделали всё, что могли, но ситуация противоречивая. С одной стороны, с нами могут расторгнуть контракт, а с другой, мы готовы закончить проект, но не знаем, как это сделать.  20 декабря отвезли заказчику документы, чтобы можно было получить деньги за выполненную работу, и использовать их как оборотные средства для продолжения работы. Делаем то, что можем до конца года, а дальше — неизвестность. Заказчику, вероятно, проще всего выставить ООО «Максимус» неблагонадежным подрядчиком, по понятным причинам, сняв ответственность с себя. Только вряд ли у него это получится, — заявляет Эдуард Белоусов.

Ещё летом работы на полигоне собирались завершить в 2024-м

В июле, во время визита на полигон тогдашнего советника губернатора Виктории Абрамченко, было заявлено, что работы идут по графику. Старый городской мусорный полигон для захоронения ТБО должны были ликвидировать ещё в 2023 году.

«Из-за смены подрядчика «поехали» сроки. Новая компания взяла на себя обязательство довести дело до конца в этом году. Работы по созданию выравнивающего слоя из песка и системы дегазации уже начались. В целом подрядчик в графике, но приходится нагонять», — отметила Виктория Абрамченко.

В октябре заместитель губернатора Игорь Сорокин, проинспектировав полигон, заявлял, что рекультивация идёт по графику и уже выполнен 71% запланированных работ. Но их завершения к окончанию года не произошло.

Оксана Чижова

Поделиться: