Когда только заговорили о полной модернизации трамвайной сети Таганрога, мало кто верил, что этот проект не останется только на словах. Когда начались работы, многие уверяли, что всё привычно растянется на годы, а сроки завершения будут только отодвигаться дальше и дальше. Но бригады очень споро взялись за дело, по городу даже прошёл слух, что на этой стройке не воруют.
Спустя три месяца город всё ещё разрыт вдоль и поперёк. Всё больше недовольных тем, что под окнами сутками тарахтит техника, что по десять раз на дню выключают свет.
Когда всё это кончится и успеют ли вовремя, порталу «Ёрш. Таганрог» рассказал генеральный директор компании «Синара — Городские транспортные решения» Евгений Васильев.
— Евгений Николаевич, на каком этапе сейчас проект модернизации инфраструктуры таганрогского трамвая?
— Напомню, что по условиям концессионного соглашения, «Синара-ГТР Таганрог» обязуется построить 45 км современных трамвайных путей, закупить 60 единиц подвижного состава, провести капитальный ремонт восьми тяговых подстанций, депо и диспетчерского пункта, а также построить 80 остановочных комплексов. Проект осуществляется в два этапа. Сегодня мы можем говорить об успешном завершении первой фазы первого этапа. В город уже поступили 10 низкопольных вагонов, проложено 10,6 км трамвайного полотна (включая улицы Фрунзе и Ленина), установлено 20 новых и реконструировано 4 имеющихся остановочных пункта, ведётся работа по асфальтированию перекрёстков.
— Во время одного из своих последних визитов в Таганрог губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил, что первый этап модернизации планируется завершить уже этой осенью. Никаких переносов сроков не намечается?
— Нет, совсем скоро мы намерены возобновить движение трамваев по третьему маршруту.
— Новые трамваи будут сразу выходить на линию?
— Новые трамваи будут выходить на новую линию. Выпускать их на старые рельсы мы не будем. Трамвайные пути в Таганроге находятся в довольно плачевном состоянии и повреждения, которые могут получить из-за этого новые вагоны, почти наверняка окажутся негарантийными случаями. В то же время в концессионном соглашении между компанией Синара и Таганрогом прописан фиксированный объём расходов на эксплуатацию трамвайной инфраструктуры города на 30 лет. Это значит, что мы должны содержать её в таком состоянии, чтобы минимизировать расходы на ремонт и при этом обеспечить качество услуг. Поэтому начнём с принципа «Новые на новые» и будем стараться в таком формате запускать маршруты.
— Значит часть новых маршрутов могут появиться и в самом конце реконструкции?
— Хотя в концессии предусмотрен запуск всего этапа сразу, мы будем стараться уже зимой запустить ещё один маршрут, скорее всего это будет второй. Но пока это планы, впереди тяжёлая работа по строительству линии и работа с администрацией.
— Когда планируется завершить второй этап проекта в целом?
— В сентябре 2022 года. К тому времени будут реконструированы все оставшиеся пути и подстанции, завершён ремонт депо и прибудут ещё 50 трамваев.
Новая остановка. Фото donland.ru
— Из каких источников финансируется проект?
— Здесь нет никакой тайны: это кредитные средства ВЭБ.РФ и средства акционеров.
— Учитывая долгую окупаемость проекта, для Группы Синара такие проекты — бизнес, или они про что-то другое?
— Я бы сказал, что это комплексная история... и социальная, и историческая значимость данного проекта велика. Но в него также, безусловно, заложена и определённая доходность, иначе частному бизнесу было бы не интересно участвовать в таких инициативах: брать на себя ответственность, вкладывать собственные средства. Смотрите, финансовую модель нашего концессионного предложения верифицировали федеральные министерства финансов и транспорта, нас проверили со всех сторон, вдоль и поперёк и получившийся документ – результат устраивающего всех компромисса интересов и обязательств. Да, срок окупаемости очень большой, но мы готовы «играть вдолгую». Мы вкладываем собственные средства, но они возвращаются, пусть в течение 25 лет, но возвращаются. Хочу обратить внимание, что стоимость проекта не «взята с потолка», экономически обоснована и формировалась с учётом тарифа на проезд в 20 рублей.
И вся эта история в том числе о том, как крупный бизнес делает какие-то интересные и социально значимые вещи. Обычно строят школы, бассейны и тому подобное, мы же пошли по более сложному и захватывающему пути.
— Поэтому переделали танцплощадку в парке?
— Ну да, решили сделать горожанам небольшой подарок, преобразив бывшую танцевальную площадку в современное общественное пространство. Где можно не только приятно, но и полезно провести время с семьей и друзьями, посмотрев кино под открытым небом или приняв участие в каком-нибудь воркшопе.
— Почему именно Таганрог выбрали для осуществления такого масштабного проекта, уникального не только для региона, но и для всей страны в целом?
— Первая трамвайная линия в Таганроге появилась в 1932 году, после чего этот вид транспорта начал активно развиваться и стал излюбленным способом передвижения горожан. В конце 1970-х годов провели капитальный ремонт инфраструктуры, вдохнув в трамваи «вторую жизнь». Но после этого никаких комплексных работ по поддержанию трамвайного хозяйства в должном состоянии в городе не происходило, поэтому неудивительно, что в последние несколько лет ресурсы дорожного полотна и подвижного состава полностью себя исчерпали. Таким образом, видно, что проблема зрела довольно давно и активные действия по её решению рано или поздно должны были начаться. Важную роль в этом процессе сыграло и пристальное внимание федеральных властей к городу и его судьбе — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко официально взяла вопросы развития Таганрога под свой контроль, а также озвучила планы по преобразованию приморского города в туристический центр.
Рабочие бригады. Фото donland.ru
— Таганрогское ТТУ в последние пять лет — хронически убыточное предприятие. За счёт чего вы планируете повысить эффективность трамвайных перевозок в Таганроге?
— По нашему опыту, а также по данным проведённых нами исследований, основная проблема любых пассажирских перевозок заключается в том, что инфраструктура и подвижной состав приходят в упадок, и из-за этого люди пересаживаются на другие виды транспорта. Выручка падает, денег на эксплуатацию не хватает, образуется замкнутый круг и предприятие постепенно умирает. Мы же планируем провести полную модернизацию трамвайной инфраструктуры. Имеющийся опыт показывает – когда будут новые трамваи, с кондиционерами летом и печками зимой, бесшумные, не раскачивающиеся из стороны в сторону, ходящие по расписанию, люди потянутся к этому виду транспорта.
По нашим оценкам, сегодня трамваи перевозят в Таганроге 9-11 млн пассажиров в год.
По некоторым расчётам пассажиропоток трамвая в городе может составлять 20-21 млн поездок в год. Это абсолютно реальная цель и даже, можно сказать, пессимистичный прогноз. Согласно программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексной схеме организации дорожного движения (КСОДД), которые разработала компания Simetra, пассажиропоток трамвая в Таганроге может достигать даже 30 млн поездок в год. Это потребует некоторых мер со стороны администрации. В частности, нужно оптимизировать транспортную сеть, устранив дублирования маршрутов разных видов городского транспорта. Например, по ул. Ленина ходят и автобусы, и троллейбусы, и трамваи. Есть ещё ряд вопросов, которые предстоит решить, чтобы в Таганроге заработала эффективная транспортная система.
Поделиться: