В Таганроге началась подготовка к высаживанию 10 тысяч деревьев в роще «Дубки». Руководитель экологического проекта «Дубки — роща Петра и МОЯ!» Дмитрий Беспалов рассказал «Ершу» о волонтёрах, о проекте «Четвёртая волна», в котором может принять участие каждый, и о том, почему рощу сейчас нужно спасать.
— Как возникла идея создать сообщество по охране рощи?
— В «Дубках» прошла юность большинства нынешних волонтёров. Здесь мы встречались, занимались спортом, целовались с девчонками — это наше место силы. Идея возникла примерно в 2007 году, когда я вернулся в рощу и увидел, в каком она состоянии. Жители окрестных домов превратили территорию в помойку. Мусора было столько, что молодые деревья не могли пробиться сквозь его слой и за два десятка лет после развала СССР, когда рощей никто не занимался, в ней не выросло ни одного деревца. Забил тревогу, начал привлекать членов «Молодёжного клуба» и горожан, чтобы всем миром вернуть рощу к жизни. Проект назвали «Чистые дубки». Пришлось приложить много сил и средств, чтобы собрать и вывезти мусор, немало времени ушло на то, чтобы люди осознали, что выбрасывать в рощу мусор нельзя.
— Сколько сейчас волонтёров и что они делают?
— Сейчас в движении состоит больше ста человек. Помимо выращивания саженцев и уборки территории мы ухаживаем за деревьями и кустарниками. В роще посадили лабиринт, он тоже требует заботы и внимания. Есть семья — Светлана Хворостова и её муж Дмитрий, которые полностью отдают себя уходу за рощей — это наши главные администраторы. В этом году мы выкопали резервуар для полива в 30 кубометров, и теперь поливать деревья стало гораздо легче. Конечно, это потребовало значительных сил и средств, так как копали вручную, но вода родниковая, чистая (это подтвердили её лабораторные исследования), и благодаря установленному оборудованию вопрос полива удалось решить.
— Сколько лет вы высаживаете дубы в роще?
— Впервые вырастить дубы из желудей мы попробовали в 2019 году. За прошедшее время мы вырастили около 500 саженцев петровских дубов. Примерно 300-400 сеянцев «дубов СССР» пробились сами. Мы провели огромную работу для понимания того, как вырастить дерево из жёлудя, как ухаживать, пересаживать, защитить от болезней и вредителей. Сейчас нам удаётся поднять из желудей более 60% саженцев.
— Почему сейчас, несмотря на ваши усилия, вы говорите о том, что роща вымирает?
— В 2019 году мы пригласили дендрологов, они провели обследование и пришли к выводу, что в роще растут две породы дубов: непосредственно петровские дубы-долгожители «особливой породы», как царь их называл — их было четыре штуки, и они могут жить до 500 лет. Все остальные деревья, высаженные во времена СССР, живут максимум 80 лет. С момента их высадки в 1949 году прошло 75 лет. Стало ясно, что большинство деревьев доживает свой век, и что-то надо делать. Оказалось, что кроме деревьев, высаженных в послевоенные годы, самым молодым из которых на тот момент было 45 лет, есть только 12-летние деревца, сумевшие пробиться после грандиозной уборки мусора в 2007 году. Но дубов-долгожителей среди них не было.
— Расскажите о проекте «Четвёртая волна», о чём он, почему так называется?
—Так как в роще умирающие деревья нужно заменить на новые, мы решили высадить 5 тысяч дубков в «школке», откуда в дальнейшем рассадим их в роще, и 5 тысяч саженцев раздать тем, кто хотел бы сохранить для себя в растущем дереве частичку истории. За историю рощи это будет четвёртая масштабная посадка дубов, поэтому проект назвали «Четвёртая волна». После закладки Петром её вырубили турки, во второй раз деревья уничтожили фашисты, в третий раз рощу возрождали в послевоенные годы. Теперь пришёл наш черёд.
— Какие дубы вы планируете высадить и откуда они возьмутся?
— За прошедшие годы мы накопили значительные багаж знаний о том, как вырастить дуб из жёлудя. В роще есть дуб Кирилл, ему 325 лет — это установили дендрологи. Он был посажен в самую первую посадку при Петре I и единственный пережил все вырубки рощи. В этом году его подлечили, и он дал много желудей: по нашим подсчётам, до конца сезона он сбросит их около 350 килограммов. Для посадки 10 тысяч молодых дубков нам нужно около 50 кг желудей, то есть урожая этого года может хватить для посадки от 50 до 70 тысяч деревьев. Мы ведём сбор. Скоро в «Дубках» появится палатка, в которую каждый желающий может сдать собранные возле Кирилла жёлуди и за 5 кг получить коробку для проращивания, чтобы самостоятельно вырастить саженцы.
— Кто назвал дуб Кириллом? Даёте ли вы имена другим деревьям?
— По легенде, этот дуб вместе с Петром I посадил священник, которого звали Кириллом. И тогда была традиция давать деревьям имена, которую мы продолжаем. Уже не первый год мы называем молодые дубки в память о погибших воинах. Это память, и пусть эти имена звучат сотни лет.
— Как долго растут «петровские» дубы, чтобы стать взрослыми деревьями? Сажаете ли вы другие деревья, более быстрорастущие?
— Дубы растут очень долго. Для того чтобы стать двухметровым деревом, в человеческий рост, нужно около 12-15 лет. То есть на то, чтобы «поставить дерево на ноги» нужно 15 лет за ним ухаживать. У нас есть такое дерево, ему лет 20, наверное. Мы привезли его из питомника, оно растёт напротив детской площадки и прекрасно себя чувствует. Кроме дубов мы также выращиваем павловнии — они цветут большими фиолетовыми цветами и некоторые быстрорастущие орехи.
— Поддерживает ли вас муниципалитет?
— Нам помогают. Как коммунальщики, так и непосредственно глава. Если раньше были истории, когда косили саженцы, то сейчас всё наоборот. Самая горячая благодарность муниципалитету за то, что вылечили наш дуб-патриарх. Сейчас постоянно в роще проводят обрезку аварийных веток. Всё происходит по согласованию — без нас никто никакие дубы не пилит. Вопросы решаются не только по экологии. Например, сейчас построили комплекс «Корабль», а освещение вокруг него не сделали. Сейчас вопрос уже решается.
— Какие проблемы существуют у защитников рощи и что необходимо для их решения?
— Основная проблема, не связанная с заменой умирающих деревьев на молодые, — это вандализм. Жители, в основном дети, разбивают плафоны, вытаптывают молодые посадки. Мы дважды высаживали кувшинки в пруд для полива и дважды они были уничтожены. Кроме того, неизвестный мужчина приходит в рощу, вбивает в деревья гвозди и делает тарзанки. Администрация их сносит, так как они опасны для детей, а он делает заново. Мы пытаемся установить личность этого человека, чтобы привлечь к ответственности.
Поделиться: