Сейчас в Новочеркасске
ощущается как -7°C
Вечер
Ночь
1 °C
Яндекс Погода
14 декабря 2024
Донское вино продали за рекордные 750 тысяч рублей. Такую цену покупатель заплатил на аукционе за бутылку «Красностопа Золотовского» урожая 2012 года от «Винодельни Ведерниковъ», сообщает РИА Новости
Количество магазинов пиротехники в российских городах-миллионниках с начала 2024 года сократилось в среднем на 22%, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Омска
В Госдуму в следующем году внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения для дополнительной поддержки пенсионеров, рассказал РИА Новости вице-спикер Госдумы Чернышов
13 декабря 2024
Среднемесячная заработная плата по всем видам предприятий в Ростовской области за 9 месяцев 2024 года составила 59 507 рублей (на 18,1% больше, чем в январе-сентябре 2023 года)
Минздрав РФ планирует разработать предложения по ограничению продажи самогонных аппаратов — для снижения потребления алкоголя
Вооружённые силы РФ в ответ на удар ATACMS по военному аэродрому в Таганроге нанесли массированный удар по критически важным объектам Украины, заявили в Минобороны
При пожаре в Белокалитвинском районе погиб мужчина. ЧП произошло в частном доме в посёлке Мельничном из-за возгорания электроплитки
9 БПЛА уничтожено ночью над территорией Ростовской области: в Новошахтинске, Зерноградском, Мясниковском, Неклиновском районах. Разрушений и пострадавших нет, сообщил врио губернатора Юрий Слюсарь
23 июня 2015
Семья Рукавишниковых. «Ёрш. Новочеркасск»
Житель Новочеркасска Виктор Рукавишников взял в аренду три сотки стихийной свалки и превратил их в цветущий сад.
Узнал об этой удивительной истории журналист случайно. Подвозил как-то своего давнишнего знакомого мимо цветущего сада, а тот, смеясь, сказал: «Представляешь, здесь раньше была свалка. Мы всей улицей сюда мусор много лет выбрасывали. Даже гордились, проезжая на электричке, ведь она была видна издалека! А потом один человек всё изменил и свалки не стало!».
Корреспондент «Ёрш. Новочеркасск» встретился с человеком, превратившим свалку в сад.
Виктор Рукавишников — простой горожанин, житель переулка Короткого. Немного найдётся людей, знающих, где находится данный переулок. Для тех, кто не знает: переулок Короткий соединяет улицы Михайловскую и Кирпичную в самом начале, там, где по склону можно спуститься на железнодорожную остановку Студенческую и, находясь наверху, можно увидеть всю пойму реки Аксай и живописные Мишкинские бугры во всей их красе. Вид такой, что дух захватывает. Но в середине девяностых там захватывало дух от зловония разлагающихся бытовых отходов, которые жители района щедро валили вниз по оврагу.
— Как вам пришла идея взять в аренду эту захламлённую землю?
— Изначально этого не было в моих планах. Единственное, о чём я мечтал с детства — это жить в этом месте. Родившись на улице Кирпичной, я вырос здесь. Мальчишками мы бегали по этим тропинкам на рыбалку, гоняли мяч рядом с обрывом. Здесь же на лавочке мы любовались закатами с моей будущей женой. Мои родители, бабушка с дедушкой жили на «Кирпичке», сюда в начале девяностых, после сокращения в армии, вернулся и я. Служил я в Прибалтике, остался на сверхсрочную, был инструктором по вождению. В девяностых на родине военные тоже не особо были нужны. Пришлось переквалифицироваться, работал дальнобойщиком, жили с женой на съёмной квартире. Однажды мы увидели объявление о том, что на Коротком продаётся дом. Сбылась наша с женой давняя мечта. Лишь одно огорчало: прямо перед нашими окнами была огромная свалка. Дом из-за этого долго никто не покупал.
—Это был очень криминальный район, вечером собирались подозрительные личности, наркоманы и бомжи. Влюблённые парочки прямо на капоте авто занимались любовью. Несколько раз здесь находили фрагменты человеческих тел, всё это есть в милицейских сводках. Хуже соседства не придумаешь. Но меня трудности не пугают, я решил положить этому конец. Пригнали трактор, расчистили территорию, посадили деревья.
— Деревца простояли недолго. Те, кто вывозил сюда мусор прицепами, не особо церемонился с молодыми саженцами. Я ругался, пытался увещевать, ночью караулил, желая зафиксировать нарушителей. Всё было бесполезно. Свалка снова росла. Мы снова чистили, бетонировали металлические швеллера, блокируя подъезд для машин. Ничего не помогало, люди по-прежнему несли и везли сюда мусор. Устав бороться, я и написал обращение к тогдашнему мэру Анатолию Волкову с просьбой отдать полоску земли над оврагом в аренду нашей семье. Приехала комиссия, рассмотрели наши предложения и дали разрешение. На свои средства я оформил кадастровые документы, и мы приступили к благоустройству территории. Прежде всего, огородили участок сеткой-рабицей, блокируя подходы к оврагу. Завезли чернозём и снова посадили деревья. Всего в нашем распоряжении 3 сотки земли, узкая полоса по гребню оврага.
— Как отреагировали жители улиц на возникшую преграду?
— Было очень нелегко, в наш адрес поступали угрозы. Однажды утром обнаружили сложенный под окнами мусор. Пришлось одеть перчатки, порыться в пакетах, узнать, кто хозяин. Сложил всё в тачку, отвёз назад «отправителю». Не раз мне в лицо кричали: «Мы найдём на тебя управу, разгородим всё, ты здесь не один. Хозяин нашёлся!» Я ведь никогда не против, если кто-то хочет полюбоваться видами — милости просим! Есть ключ от калитки, берите, сидите, там есть лавочка. Но будьте людьми, не мусорьте!
— На этом всё завершилось?
— Как бы ни так! Это было только начало. Мусор, скопившийся по склону за десятки лет, высох и стал гореть.
Было два крупных пожара, один в 2007 году, другой 2010-м. Сад выгорел, пришлось заново сажать деревья. После этого мы стали укреплять склон старыми покрышками и засыпать их землёй. В этом нам помогли доброжелательно настроенные соседи. Нам везли ненужный грунт и постепенно мы засыпали остатки мусора, теперь там чистый склон, поросший травой.
Были и другие «маленькие трагедии». В саду мы сделали небольшой прудик и запустили туда пару диких уток, которых я купил у охотников. Уткам подрезали крылья, и они жили в водоёме. Вывели утят.
Утят я отдал друзьям. А взрослых уток мы однажды обнаружили мёртвыми, у одной была перебита шея, у другой крылья. Кто-то бросал камни через забор, пока не убил птиц. Сейчас у нас в саду только растения, решили животных здесь не держать.
— Один мой знакомый с восторгом пересказывал мне документальный фильм о том, как в Африке житель бедной деревни остановил пустыню. Он копал ямы, укладывал в них листья пальм, когда шли дожди, вода заполняла эти ямы и постепенно там образовывалась растительность. Так вот, этот знакомый, когда я ему рассказала о вас, остановившем свалку, сказал мне: «Наверняка, он миллионер и ему денег некуда было девать!» То есть, в далёкой Африке житель бедной деревни может победить пустыню, а у нас, чтобы добиться чего-то, нужно быть миллионером, иначе не стоит и начинать. Вы состоятельный человек?
— У нас с женой Светланой двое детей, мы среднестатистическая российская семья. Живём в маленьком доме, которому, кстати, уже больше ста лет. Постепенно строим новый. У меня небольшой бизнес, я занимаюсь строительством. Деньги, которые мы потратили на рекультивацию свалки, не были для нас лишними. Но не в деньгах, как говориться, дело. Я хочу жить в этом месте и радоваться этой красоте.
Мне очень хочется, чтобы жители нашего города относились к земле, на которой мы живём с уважением и любовью, с уважением к себе, своим детям и нашему городу. Чтобы бросая мусор, просто задавали себе вопрос — а кто его отсюда уберёт? Чтобы родители научили детей не бросать обёртки, где попало, и убирать за собой. Чтобы наш город был чистым и красивым.
Вот так выглядит бывшая свалка сейчас.
А вот так выглядит соседняя улица.
Поделиться: